Намеренная атака или трагическая случайность: Почему на самом деле затонула подлодка "Курск"
Сегодня
Просмотров: 1142

После заявления бывшего командующего Северным флотом расследование гибели "Курска" может получить новый поворот

Подводная лодка "Курск" и её таинственная гибель

22 ноября экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов заявил в интервью, что атомная подлодка "Курск" погибла в 2000 году в результате столкновения с субмариной НАТО. По его словам, вероятность такой версии — 90%. Подкреплять собственные догадки доказательствами Попов не стал, однако, по его словам, одна из подлодок Североатлантического альянса могла находиться в непосредственной близости от "Курска".

"В определённый момент "Курск" совершает какие-то действия, манёвр какой-то или действие, что-то у него меняется: подлодка или пропадает, или снижается уровень шумности, другая лодка перестаёт его видеть и стремится "подскочить", чтобы услышать снова, чтобы контролировать, а он ("Курск". — Прим. Лайфа) в это время совершил поворот. Вот тебе и столкновение" - Вячеслав Попов Экс-командующий Северным флотом, адмирал

После контакта обе подлодки, согласно версии адмирала Попова, бросило на дно. "Курску" повезло меньше — в его носовом отсеке сдетонировал боезапас с торпедами, в том числе уникальными ракетами-торпедами "Шквал". Взрывом были уничтожены первый, второй, третий отсеки и серьёзно повреждён четвёртый. "Иностранка" (так Попов называет другую подлодку) также получила серьёзные повреждения: субмарина легла на грунт и включила аварийные маяки.

Указывать конкретную подлодку Попов не стал, сославшись на отсутствие доказательств, однако известно, что в районе учений находились субмарины USS Memphis (SSN 691) и USS Toledo (SSN 669), принадлежащие ВМС США, а также субмарина Splendid ВМС Великобритании.

"Мемфис", "Толедо" и место, где затонул "Курск"

Две американские субмарины, дежурившие в Баренцевом море в момент трагедии, — это однотипные корабли класса "Лос-Анджелес", спроектированные для "быстрой атаки и перехвата" любых целей. По одной из версий, после столкновения в районе инцидента оставалась подводная лодка "Мемфис", в то время как "Толедо", которой приписывают контакт с "Курском", могла находиться на дне.

Эта же подлодка, по версии Попова, подавала сигналы SOS, которых российская подлодка подавать не могла. Бывший командующий Северным флотом объясняет это так: SOS может подавать только зарубежная подводная техника, на российских боевых кораблях "таких устройств нет".

"Звуки и шумы, которые, естественно, были записаны, я отправил их на берег вертолётом в лабораторию акустическую для анализа. Я получил доклад, что стуки с подводной лодки подаются не рукой человека, а механизмом каким-то, автоматом. На наших подводных лодках таких механизмов и систем для подачи сигнала нет, поэтому подавать его могла только иностранная подводная лодка" - Вячеслав Попов Экс-командующий Северным флотом, адмирал

Роль подлодок ВМС США в инциденте в Баренцевом море американская сторона до сих пор отрицает. В интервью Попов добавил, что Минобороны России после трагических событий запрашивало у Пентагона разрешение на инспекцию субмарин USS Memphis и USS Toledo, но получило отказ и утверждение, что "все субмарины находятся в рабочем состоянии", хотя сведения об активности подлодок ВМС США говорят об обратном. Такой же отказ Минобороны России получило и от Великобритании.

По информации из других источников, после того, как экипажу "Толедо" удалось запустить реакторы и восстановить подвижность, подлодка направилась на базу НАТО Хоконсверн в Норвегии. Туда субмарина прибыла 19 августа — через неделю после инцидента в Баренцевом море. Ещё неделю занял срочный ремонт, а саму подлодку даже удалось сфотографировать в доке.

Подлодка "Курск" — что случилось на самом деле

Если представить себе, как (со слов адмирала Попова) развивались события, то взрыв торпед на борту "Курска" был такой мощности, что ударная волна могла повредить сразу несколько подводных кораблей. Первый пострадавший — подлодка "Толедо". Второй — её "страхующий" — АПЛ "Мемфис". Британская подлодка "Сплендид" могла оказаться дезориентирована, а часть её оборудования — выведена из строя. Эхо чудовищного подводного взрыва докатилась не только до подлодки "Толедо", но и до стоявшей в 80 километрах от места катастрофы подлодки "Карелия".

Офицеры Северного флота, участвовавшие в тех учениях, отказываются верить в преднамеренный таран американской подлодки, называя всё произошедшее "трагической случайностью, вызванной халатностью и некомпетентностью". При этом бывшие подводники отмечают, что часть учений в августе 2000 года проводилась в нейтральных водах, проникнуть в которые могли и подлодки НАТО. К заявлениям Попова можно относиться по-разному, но определённый резонанс эти сведения уже вызвали. К примеру, член Комитета Государственной думы по обороне Юрий Швыткин допустил возобновление расследования по факту гибели "Курска" в случае выявления новых обстоятельств.

Впрочем, не все согласны с выводами Попова. Военный эксперт Андрей Союстов раскритиковал версию командующего Северным флотом в 1999–2001 годах адмирала Вячеслава Попова о том, что атомная подводная лодка (АПЛ) "Курск" в 2000 году затонула при столкновении с субмариной НАТО. Так, по его мнению, если бы российская субмарина действительно столкнулась с натовской, то рядом бы лежало "раздавленное в хлам" американское судно.

Другим косвенным доказательством того, что "Курск" мог погибнуть из-за контакта с подлодкой "Толедо", стал внезапный визит в Москву директора ЦРУ Джорджа Теннета. По сведениям СМИ, он прибыл с официальным визитом 19 августа — всего через неделю после инцидента с российской субмариной.

В июле 2002 года российской правительственной комиссией была представлена официальная версия случившегося. По заключению экспертов, причиной гибели подлодки стал тепловой взрыв компонентов топлива торпеды 65-76, вызвавший детонацию боевой части.

Источник: life.ru

Больше новостей